Альфред Гроссер, поборник франко-германского примирения, умер в возрасте 99 лет.

Альфред Гроссер, поборник франко-германского примирения, умер в возрасте 99 лет.

Альфред Гроссер, французский политолог и историк, чьи труды и активизм сыграли важную роль в примирении двух исконных врагов, Франции и Германии, после Второй мировой войны, скончался 7 февраля в Париже. Ему было 99 лет.

Его смерть в доме престарелых подтвердил его сын Марк.

Благодаря более чем двум дюжинам книг по истории, политологии и мемуарам, десятилетиям преподавания в одном из ведущих университетов Франции и множеству статей на современные темы, г-н Гроссер сделал делом своей жизни объединение двух стран с долгой историей взаимного недоверия. , если бы не взаимная ненависть.

Потребность в примирении, по его мнению, была острой после войны, которая оставила Германию в руинах, породила немецкие зверства на французской земле, разорвала социальную и политическую структуру Франции травмами оккупации и сотрудничества, а также разорвала его собственную немецко-еврейскую семью. . также. После войны он так же скептически относился к чистоте французов, как и к необходимости коллективного осуждения немцев.

«Женщины, чьи головы были обриты», – писал он о Франции сразу после войны в мемуарах «Жизнь француза» (1997). «Коллаборационисты подвергаются жестокому обращению со стороны людей, у которых есть много вины – это не были сцены, которые могли бы вызвать энтузиазм!»

Книга г-на Гроссера «Жизнь француза: Мемуары» была опубликована в 1997 году.Кредит…Фламмарион

Господин Гроссер занял уникальную франко-германскую нишу. Названный газетой «Нью-Йорк Таймс» в 1995 году «одним из архитекторов послевоенного примирения с Германией», он был единственным гражданином Франции, когда-либо приглашенным выступить в Бундестаге, парламенте Германии. трижды, по данным Institut d'Etudes Politiques (Институт политических исследований, или Sciences-Po, как его называют во Франции), где он преподавал с 1953 года до выхода на пенсию в 1992 году. Последний раз, в 2014 году, он был в присутствие канцлера Ангелы Меркель.

“На руинах Второй мировой войны он помог нашим двум народам поднять головы и посмотреть в будущее рука об руку”, – говорится в заявлении Елисейского дворца, резиденции президента Франции. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал его «великим человеком, мыслителем и вдохновляющим европейцем».

Родившийся в Германии в еврейской семье, которая была вынуждена бежать в 8 лет, г-н Гроссер получил французское гражданство в 12 лет и стал ярым, но критически настроенным французом, который на протяжении десятилетий умолял своих соотечественников понять брата-врага повсюду. Рейн и наоборот. Он настаивал, что врагами Франции были Гитлер и нацисты, а не немецкий народ.

В отношении немцев он пытался смягчить порой оскорбительные черты французского высокомерия и тщеславия, а также то, что он называл «выраженной склонностью Франции к престижу».

Обсуждая свою книгу «Германия в наше время: политическая история послевоенных лет» (1970) в «Нью-Йоркском обзоре книг» в 1972 году, шотландский писатель Нил Ашерсон назвал г-на Гроссера «императором западногерманских исследований в Европе». А французский критик Жан-Мишель Джиан в своей статье в Le Monde в 1997 году написал, что г-н Гроссер обладал «редким талантом, который делает этого стойкого европейца одним из самых неуловимых интеллектуалов нашего века».

Книга Гроссера, вышедшая в 1970 году, побудила шотландского писателя Нила Ашерсона назвать его «императором западногерманских исследований в Европе».Кредит…Прегер

Убеждения г-на Гроссера относительно франко-германского примирения возникли рано. Ночь, проведенная в качестве беженца-подростка после того, как он назвал в своих мемуарах «глупую» американскую бомбардировку Марселя в 1944 году, оставила в нем глубокий след, сказал его сын Марк, показав ему, что зверства не ограничиваются одной стороной. “Я был абсолютно уверен, что ненависть к коллективу не является правильным ответом на коллективную ненависть”, – написал г-н Гроссер.

К 1945 году он был уверен, что «будет полностью французом, но с судьбой, отмеченной Гитлером, судьбой, которая возложила на меня ответственность за будущее послевоенной Германии», — писал он во французском журнале Plein Droit в 1995 году. Союзники Победа, добавил он, была одержана над «режимами, а не над народами или нациями, и это означало или должно было означать транснациональную ответственность за сохранение прав и свобод».

Обратное путешествие в разрушенную Германию в 1947 году побудило его заняться делом всей своей жизни: «полвека попыток оказать двойное влияние, пусть и небольшое, на двойной спор», как он выразился в своих мемуарах: во Франции « объяснять немецкие реалии», а в Германии «распространять разумный взгляд на Францию».

В том же году он стал одним из основателей Комитета по диалогу с Новой Германией, организации французских и немецких интеллектуалов, включая Жана-Поля Сартра. Le Monde писала, что на его встречах «французы и немцы научились забывать свое манихейство».

Гроссер не поколебался в своем убеждении, что Европе больше не нужно бояться немцев. «Молодые немцы, подвергшиеся идеологической обработке нацистами, были вполне «пригодны» для демократии и свободы, пока мы не отвергали их», — писал он в Le Monde в 1991 году.

В последующие годы г-н. Гроссер стал резко критиковать политику Израиля в отношении палестинцев, заявив, что мир на Ближнем Востоке будет возможен только в том случае, если «израильские власти наконец проявят искреннее сочувствие страданиям в секторе Газа и на «территориях», как он написал». в «От Освенцима до Иерусалима» (2009).

«Нельзя ожидать, что молодые палестинцы будут оплакивать жертв ужасающих нападений, если будут игнорироваться страдания их собственного народа», – добавил он. «Возможно, необходимо серьезно отнестись к двум арабским вопросам и ответить на них: «Почему мы должны нести тяжкие последствия Освенцима?» и «Почему нашим беженцам и изгнанникам не разрешают вернуться, хотя евреи заявляют о своем праве вернуться в Израиль через две тысячи лет?».

В 2010 году Центральный совет евреев Германии потребовал исключить г-на Гроссера из списка ораторов на праздновании погрома «Хрустальной ночи» 1938 года. ненависть”. Но мэр Франкфурта, где проходила церемония, отказался отозвать приглашение.

Господин Гроссер с гордостью сообщал немецким интервьюерам, которые хотели объявить его своим, что он на самом деле француз, но с оговорками: «Я мужчина, парижанин, муж, отец, государственный служащий, учитель. », – написал он в своей книге «Трудные идентичности» (1996), цитируемой в Le Monde. «Когда я вожу машину, я ненавижу велосипедистов. А когда я на велосипеде, я ненавижу водителей». Он добавил: «Мне кажется, что моя личность — это сумма моих пристрастий, а также, я надеюсь, что-то, что их синтезирует и управляет ими».

Альфред Эжен Макс Гроссер родился во Франкфурте 1 февраля 1925 года в семье Поля и Лили (Розенталь) Гроссер. Его отец был врачом, который служил в немецкой армии во время Первой мировой войны, а затем стал директором детской медицинской клиники.

Исключенный как из клиники, так и из университета, где он преподавал, Поль Гроссер бежал с семьей во Францию ​​в декабре 1933 года. Менее чем через два месяца он умер от сердечного приступа. Позже Гроссер писал о французских учителях, которые заботились о нем как о ребенке еврейского иммигранта, оставшемся без отца.

В июне 1940 года Альфред и его старшая сестра Маргарет, его единственный брат, бежали от немецкого наступления во Францию ​​на велосипедах, и семья перегруппировалась в Сен-Рафаэле в Провансе — части Франции, которой первоначально управляли итальянцы, которые были добрее. еврейским беженцам, чем французам. (Маргарет умерла год спустя от того, что г-н Гроссер назвал «последствиями Исхода»).

Он учился в средней школе и аспирантуре в Ницце, Каннах и Экс-ан-Провансе. Спустя годы он получил докторскую степень в знак признания множества опубликованных им книг.

Помимо сына Марка, у него остались еще трое сыновей: Пьер, Жан и Поль; его жена Анн-Мари; пятеро внуков; и двое правнуков.

Гроссера увлекала христианская теология, он называл себя «атеистом еврейского происхождения, духовно связанным с христианством».

«Я против эгоцентризма, — писал он, — против морали солидарности, которая применима только к собственному сообществу, и я за понимание страданий других, за определение соседей в понятиях, охватывающих каждого человека».

Стивен Кинзер и Дафна Инглиш внес свой вклад в отчет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *