Вероятно, оно у вас дома, на полке.
Оно появляется на обложках книг всех, от Джейн Остин до Уильяма Фолкнера и Мартина Эмиса, но приводить конкретные примеры — затея глупая. Зайдите в любой книжный магазин, и вы обнаружите, что на многих обложках книг изображен шрифт Bodoni, созданный Джамбаттистой Бодони в конце 18 века.
Лишь немногие другие семейства этого типа оказались столь беспощадно полезными на протяжении веков. Если вы читаете книги, возможно, прямо сейчас на вашей книжной полке в великолепной тишине скрывается кусочек Бодони. Любые логотипы брендов являются Бодони или перед ним серьёзный долг, включают Valentino, La Mer, Calvin Klein и Brookstone. Типография появляется на обложках альбомов от «Born in the USA» Брюса Спрингстина до «The Fame» Леди Гаги.
Благодаря прямым засечкам и высокой степени контраста между толстыми и тонкими линиями Bodoni имеет элегантный литературный вид. Он вдохновил на создание бесчисленных риффов и копий. Графический дизайнер, ищущий сокращение слова «сложный», может в конечном итоге обратиться к Бодони или к одному из его родственников.
Этот шрифт также был одним из шести любимых легендарного графического дизайнера Массимо Виньелли, наиболее известного как создатель визуальной системы нью-йоркского метро в 1970-х годах.
Музей Бодониано в Парме, Италия, предлагает заглянуть в душу бессмертного типографа. У входа установлен бюст Бодони. Это провал в двух смыслах этого слова. Во-первых, это скульптурное подобие известной фигуры. Во-вторых, на нем изображен грозный субъект топлесс и сверкающий сосок.
Бодони родился в 1740 году в городке Салуццо в семье печатников. Подростком он прошел стажировку в типографии Propaganda Fide в Риме, где освоил непростые навыки установки металлической высокой печати. Затем он отправился один и прибыл в Парму, где жил и работал до своей смерти в 1813 году.
В нескольких шагах в музее находится репродукция печатного станка Бодони. Инструмент с шатунами, планками и ремнями напоминает древний тренажер для пилатеса, построенный в масштабах огра. Он включает в себя тяжелую работу по литью: штамповку, ковку и штамповку; обращение с расплавленным металлом и близость к доменным печам.
Помимо грубой силы, этому кораблю требовалось грозное снаряжение. В витринах музея представлены наковальни, крючки, лезвия, зажимы, сумки, штангенциркули, напильники и плоскогубцы Бодони. Эти блестящие стальные инструменты напоминают логово серийного убийцы в кинематографе. К счастью, они использовались для более высокой цели — создания стандартизированных, эстетически привлекательных и мгновенно читаемых шрифтов. (Тем не менее, можно сказать, что одна черта, которую Бодони разделяет с серийными убийцами из фильма, заключалась в том, что, согласно одному плакату, «маниакальное внимание на каждом этапе труда», или «маниакальное внимание к деталям»).
К среднему возрасту Бодони стал знаменитостью, которую мы теперь ассоциируем с поп-звездами и президентами. Аристократы пели ему дифирамбы. Он остался с папой. Бенджамин Франклин на расстоянии увлекся одним из своих печатных руководств. Наполеон был фанатом.
Музей, который на самом деле представляет собой скорее галерею длиной всего 50 шагов, завершается компактной подборкой работ Бодони. Выставлена первая книга, напечатанная в Парме Бодони; представляет собой сборник стихов 1768 года. Имеется издание «Божественной комедии» Данте 1796 года. Это произведения на полупрозрачном пергаменте и шелке цвета слоновой кости с прожилками. Есть рукопись 1809 года, которая, согласно плакату с нескрываемым возмущением, была завершена за 15 лет «из-за бесчисленных проблем, вызванных конфискацией предметов искусства, преследуемой французами». Из-за этого неприятного вмешательства со стороны французов работа осталась незавершенной, когда Бодони умер. Его вдова, Маргарита Далл'Альо, завершила работу.
Музей Бодониано расположен в большом комплексе Палаццо делла Пилотта, дворца 16-го века, в котором сейчас расположены такие культурные учреждения, как Театр Фарнезе, Национальная галерея и Археологический музей.
После знакомства с Бодониано пришло время присесть на травянистую площадь дворца и насладиться субботним вечером, наблюдая за людьми. Несмотря на 32-градусный мороз, территория была забита местными жителями, попивающими пиво, вейперами и странной монахиней. (Доминирующими брендами пива, похоже, были Heineken и Beck’s. Почему?)
Модные тенденции включали в себя крылатую подводку для глаз для дам и окрашивание волос в одну из двух схем: чернильно-черный или снежный конус из пепла и платинового блонда. Баклажановые или каштановые шубы сочетались с сапогами до колен. Мужчины постарше отдавали предпочтение кожаным курткам с заостренными лацканами в стиле 1970-х (вы услышали это здесь впервые: лацканы, достаточно широкие, чтобы их можно было увидеть сзади, отодвинуты назад.) Для подростков самой популярной палитрой цветов был черный с головы до пят с шикарными акцентами. флуоресцентного розового цвета. Молодые люди носили плоские кепки, подобные тем, которые носил Брэд Питт в 2010 году, или, если уж на то пошло, их итальянские соотечественники старше на несколько веков.