Восстановленное поселение на Западном Берегу символизирует ужесточение взглядов Израиля
Для израильского поселения, которое стало таким ярким символом религиозной и правой политики на Западном Берегу, Хомеш не на что смотреть.
Три семьи живут в крытых брезентом приютах с двухъярусными кроватями примерно на 50 молодых людей, которые учатся в ешиве, представляющей собой ветхое сборное строение, окруженное брошенными игрушками, строительными материалами и мусором.
Они живут здесь неполный рабочий день среди руин и мусора поселения на вершине холма, снесенного в 2005 году израильской армией и полицией. Это одно из четырех поселений на Западном берегу, которые были демонтированы, когда Израиль вывел все свои войска и поселения из сектора Газа. Тогда намерением Израиля, подталкиваемым Вашингтоном, было дать сигнал о том, что отдаленные поселения, которые слишком трудно защитить, будут консолидированы в любом будущем мирном соглашении.
Решение о их демонтаже теперь оспаривается более религиозными и правыми министрами в правительстве Биньямина Нетаньяху. Они выступают за создание новых земель на оккупированном Израилем Западном Берегу и даже за выселение палестинцев из Газы для переселения туда.
Хомеш, расположенный на холмах над Наблусом, стал символом их решимости.
В начале прошлого года израильское правительство решило повторно легализовать Хомеш, но затем Верховный суд попросил правительство снова демонтировать его и обеспечить, чтобы палестинцы, владеющие землей, на которой он стоит, могли безопасно добраться туда.
Вместо этого поселенцы перенесли свою сборную ешиву на небольшой участок на территории, которая считается государственной или общественной землей, и игнорируют постановление суда при горячей поддержке регионального совета Шомрона.
Именно подобные поселения крайне правый министр финансов Израиля Бецалель Смотрич пообещал расширить, объявив в конце прошлой недели о планах строительства 3000 новых домов, «углубляя нашу вечную власть над всей землей Израиля». Администрация Байдена немедленно отреагировала, выступив против любого расширения и назвав существующие поселения «несовместимыми с международным правом».
Но после атак Хамаса 7 октября такие поселения, как Хомеш, олицетворяют сдвиг в мышлении израильтян по сравнению с, по-видимому, давними днями, когда диалог с палестинцами был сосредоточен на решении проблемы создания двух государств.
Подъем Хамаса в Газе и углубляющийся религиозный и правый дрейф израильской политики изменили ситуацию. После 7 октября все больше израильтян не только выступают против создания независимого палестинского государства, но и большее меньшинство выступает за дальнейшее расширение поселений, в том числе в вновь оккупированной Газе.
Осмелевшие поселенцы, такие как Гомеш, считают себя авангардом, тянущим за собой армию. Сегодня их защищают (и почти превосходят по численности) скучающие израильские солдаты, которые говорят, что им приказано не пускать поселенцев и местных палестинцев, чтобы избежать дальнейших столкновений и кровопролития.
«Наш приказ — стать живым забором между двумя сторонами», — сказал один солдат на условиях анонимности, поскольку он не был уполномочен говорить. «Мы стараемся держать их отдельно; мы пытаемся остановить спуск поселенцев с холма. И мы говорим палестинцам: «Вам не обязательно здесь находиться».
Результатом военного присутствия является отстранение палестинцев от их земель, а новые контрольно-пропускные пункты наносят серьезный ущерб предприятиям вдоль шоссе 60, главной дороги с севера на юг на Западном берегу, которая проходит от Рамаллаха до Наблуса и Дженина.
Новые поселенцы Гомеша верят, что захватывают землю, которую Бог дал евреям в библейские времена, и их не особо волнует, что думает их собственное правительство. Они враждебны журналисты и не интересуются убеждениями или имущественными делами палестинцев.
Палестинцы, живущие в деревнях ниже Хомеша и владеющие большей частью его земли, говорят, что поселенцы агрессивны и жестоки. Поселенцы, иногда вооруженные винтовками, время от времени занимаются взломом домов, кражей овец и вандализмом. По словам местных жителей, они вырубают оливковые деревья, скатывают горящие шины с холмов, чтобы сжечь урожай, и даже посылают диких кабанов выкапывать палестинские саженцы и фруктовые деревья.
54-летний Салах Карариа показал посетителям разбитые окна и двери своего дома на своей земле, примерно в 200 метрах вверх по холму от Хомеша. По его словам, поселенцы, вооруженные оружием, часто приходили, выкрикивая расовые оскорбления и бросая камни, и выкорчевали несколько из 600 фруктовых деревьев. Поэтому он послал свою жену и семерых детей и остался в доме, чтобы охранять ее, и купил несколько собак, чтобы отпугивать диких кабанов.
«Они пытаются нас запугать», – сказал г-н Карариа. «Они хотят попытаться забрать дом и землю».
Жалуется ли он армии или Палестинской автономии, которая осуществляет гражданский контроль над частями Западного берега? Он посмеялся. «AP здесь бессильна», – сказал он. Что касается военных, «с ними нельзя поговорить, к ним нельзя добраться. И они наверняка возьмут свою долю».
По его словам, у Карарии и его соседей есть группа в WhatsApp, чтобы предупреждать друг друга о приближении поселенцев. «Но очень опасно приходить и помогать». По его словам, у поселенцев есть оружие. “Мы – нет.”
Он сказал, что иногда видел, как солдаты пытались сдержать поселенцев, а те оттесняли их назад. «Они не слушают солдат», – сказал он.
По его словам, большинство из них произошло после переизбрания Нетаньяху в 2022 году. Их поддержали крайне правые министры, такие как Смотрич, который давно хотел восстановить Хомеш, и Итамар Бен-Гвир, министр национальной безопасности.
«Поселенцы стремятся лишить легитимности вывод войск из Газы в 2005 году», – сказал Амнон Абрамович, израильский обозреватель 12-го канала. «Зачем упразднять эти четыре войска на Западном Берегу?» Это был сигнал премьер-министра Ариэля Шарона, «что в ближайшие годы он эвакуирует еще многих».
Как и Ицхак Рабин, г-н Шарон хотел остаться на Западном Берегу, но переселить поселенцев с периферии в три защищенных поселений, ликвидировав аванпосты, которые истощили ресурсы армии, сказал г-н Абрамович.
Но вскоре после этого у Шарона случился инсульт, и при сменявших друг друга правительствах поселенческая деятельность ускорилась.
Джихад Мусса, 46 лет, торгующий строительными материалами, строит дом на своем участке на холме недалеко от Хомеша. Но около восьми месяцев назад 30 поселенцев с мясницкими ножами и кусачками, некоторые с винтовками М16, захватили все алюминиевые окна и двери, украли водяные насосы, «а то, что они не смогли взять, они разбили, включая мрамор на мне. новый масштаб”, – сказал он.
Он показал видео, которое, по его словам, было снято с камеры наблюдения его магазина, и на нем видно, как поселенцы разбивают стекла легкового автомобиля и грузовика. Он сказал, что обратился в израильскую полицию с видео, которое The New York Times не смогла проверить, но полиция так и не перезвонила.
Сейчас он живет в городе в старом доме, поврежденном водой, и боится продолжать строительство своего нового дома. «Я боюсь там жить», — сказал он, опасаясь за свою жену и детей.
На просьбу прокомментировать Хомеша и обвинения в насилии со стороны поселенцев израильские военные заявили в своем заявлении, что офицеры армии и полиции, когда они «сталкиваются со случаями нарушения закона израильтянами, особенно с жестокими инцидентами или инцидентами, направленными против палестинцев и их собственности, обязаны принять меры, чтобы остановить посягательство и, при необходимости, задержать или арестовать подозреваемых до прибытия полиции».
«Любые утверждения» о том, что военные «поддерживают и способствуют насилию со стороны поселенцев, являются ложными», – говорится далее в заявлении. Палестинцы также могут подать жалобу в израильскую полицию, говорится в заявлении.
Гассан Карариа, глава деревенского совета Аль-Фандакумия, сказал, что он предложил землевладельцам налоговые льготы, «чтобы они твердо стояли на земле и строили на ней, но они слишком напуганы».
Абдель Фатах Абу Али, мэр соседнего города Силат ад-Дахр, также находящегося под властью Хомеша, заявил, что с 7 октября израильские военные контрольно-пропускные пункты для защиты поселенцев серьезно повлияли на торговлю и путешествия по Маршруту 60.
«Сейчас я даже не могу поехать в Наблус или Рамаллу», – сказал мэр. «Я не могу пойти в Аль-Аксу, чтобы помолиться», – ссылаясь на иерусалимскую мечеть, одно из самых святых мест ислама. Он горько рассмеялся. «Поселенцы перекрыли дорогу? Нет, их защитила армия. Между ними нет никакой разницы».
Г-н Абу Али, 65 лет, какое-то время жил в Соединенных Штатах. «Именно здесь я почувствовал вкус свободы», – сказал он. «А вот и вкус ада».
Палестинская автономия «бесполезна», сказал он. «Мое правительство коррумпировано. Это Гарвардский университет коррупции».
Проблема Хомеша становится все более щекотливой, даже среди поселенцев, которые считают, что они подвергаются враждебному освещению в СМИ.
Некоторые члены поселения Хомеш согласились поговорить со мной, но когда Эстер Аллуш, пресс-секретарь Совета Шомрона, услышала о моих планах посетить ее, она сказала, что будет сотрудничать только в том случае, если я предоставлю цитаты для одобрения, и пообещала не включать в список палестинцев. в моем отчете.
Я не согласился на ее условия. Тогда г-жа Аллуш отказалась сотрудничать и отговаривал других от этого, сказали поселенцам, чтобы они не приглашали нас войти. Лишь после обращения к израильскому командованию солдаты согласились нас пропустить.
Предупрежденные студенты отказались говорить. Но 26-летний Авиху Бен-Захав, приехавший в Хомеш из соседнего поселения после службы в резерве, говорил свободно.
«Мы здесь из-за нашей любви ко всей земле Израиля», – сказал он. «То, что люди были изгнаны из этой деревни, — это рана, которая до сих пор кровоточит». Указывая на Тель-Авив вдалеке, он сказал, что Хомеш — «одно из самых красивых и стратегически важных мест в стране».
«Мы здесь, потому что Бог дал нам эту землю в Торе», – сказал он. «Для палестинцев будет лучше, если мы будем в безопасности на своем месте».
Местные палестинцы клянутся сохранить то, что принадлежит им.
Салах Карариа, который остается в своем разрушенном доме, чтобы защитить его, твердо заявил: «Я никогда не покину эту землю, даже если умру, защищая ее».
Натан Оденхаймер предоставил репортажи Хомеша и Шавей Шомрона и Рами Наззал из Силат Ад-Захра и Аль Фандакумии.