Доминик Блан, 67 лет, находится на первой стадии.
В 2003 году, спустя три десятилетия своей карьеры, Доминик Блан пережил худший кошмар каждого актера: телефон перестал звонить.
Когда ей было около 50, она была одной из самых знаменитых исполнительниц Франции, только что после нашумевшего выступления в классической трагедии Жана Расина «Федра». Но последующее отсутствие предложений на протяжении многих лет «глубоко меня обеспокоило», сказал Блан в недавнем интервью. «Я проснулся в крайнем одиночестве. Я искренне думал, что никогда больше не смогу выйти на сцену».
«La Douleur», жгучее, отмеченное наградами шоу с участием одной женщины, премьера которого состоится в США в нью-йоркском зале Флоренс Гулд ФИАФ 13 марта, стало способом справиться с обидой и взять под контроль. Героиня Блан, взятая из книги французской писательницы Маргариты Дюрас, ждет возвращения своего мужа из нацистского концлагеря в 1945 году, не зная, жив ли он вообще.
Шоу выросло из серии чтений, которые он провел с режиссером Патрисом Шеро, давним соавтором. В 2008 году Блан предложил облегченную версию сцены, для которой потребовались только стол, стулья и старые костюмы из шкафа Блана. Хотя книга Дюраса была переведена на английский язык как «Война: Мемуары», ее первоначальное название просто означает «Боль», и в своем исполнении Блан тщательно воссоздает женские страдания, когда их партнеры возвращаются после невыразимых ужасов.
«Я впервые осталась на сцене совершенно одна с этим необыкновенным, но трудным текстом. Я был так напуган», — сказал Блан. «Но он спас меня».
В течение нескольких лет Блан заявляла о своем творческом агентстве, исполняя «La Douleur» в театрах, школьных спортзалах и тюрьмах как во Франции, так и за рубежом. В 2022 году, когда театральный мир готовился отметить 10-летие со дня смерти Шеро, постановку возобновили.
«План состоит в том, чтобы продолжать играть в нее до конца своей жизни, но посмотрим, где я нахожусь», – сказал с улыбкой Блан, которому сейчас 67 лет.
Эта постановка является свидетельством способности Блана сделать продолжительную карьеру в среде перформансов, которая часто казалась ему враждебной, хотя и признавала его особый талант. Благодаря слегка округлым чертам лица и добрым глазам Блан уже давно стала узнаваемым лицом во Франции, стабильно работая в кино, на телевидении и в театре.
Однако после фильма «Долёр», в возрасте, когда роли женщин обычно сокращаются, она пережила самую продуктивную главу своей карьеры.
В 2016 году он присоединился к Комеди Франсез, самой прославленной театральной труппе Франции, где стал ключевым актером репертуара. В прошлом году она стала первой актрисой, включенной в основную учебную программу для всех французских школьников, изучающих театр.
Лауреат Нобелевской премии писательница Анни Эрно, знакомая Блан с 2000-х годов, сказала, что исполнитель вызвал необычную «любовь» у французской публики. «Она упорно боролась за то, чтобы стать актрисой», — сказал Эрно. «Она может сыграть что угодно, и в то же время в ней есть что-то доступное, что-то трогательное».
Некоторые из проблем Блан отражали ожидания, возлагаемые на исполнительниц, когда ей было от 20 до 30 лет. Тьерри Тье Ньянг, хореограф, сотрудничавшая с Бланом и Шеро в «La Douleur», сказала, что в начале ее карьеры «люди думали, что Доминик не обладает телосложением актрисы, поэтому ее не брали на архетипические женские роли. Но у нее был драйв, действительно уникальное присутствие, которое я вижу в ней по сей день».
Желание Блана возникло отчасти из необходимости. Хотя она выросла в буржуазной семье в Лионе, ее консервативные родители категорически отказывались позволить ей заниматься актерским мастерством. Его отец, гинеколог, «никогда не соглашался», сказала она. «Он отказался смотреть мои фильмы».
Не зная, чем заняться после окончания школы, Блан на мгновение подумывал о том, чтобы стать психиатром, прежде чем в течение двух лет изучать архитектуру в Лионе. Затем он отправился в Париж под предлогом поступления на другую архитектурную программу только для того, чтобы тайно изучать актерское мастерство в престижной частной школе Cours Florent. Там учитель без объяснения причин сказал Бланку, что он добьется успеха только после 30 лет.
Когда ее родители узнали, что она изучает актерское мастерство, они лишили ее денег. В течение следующих пяти лет Блан бралась за любую случайную работу, которую могла найти: продавала страхование жизни по телефону, работала моделью для художников, присматривала за собаками, присматривала за детьми. Франсуа Флоран, директор Cours Florent, нанял ее уборщицей: «Я убирала ванные комнаты, всю школу. Для меня это было чудесно, потому что он мне доверял”, – сказал Блан.
Однако двери в профессиональную актерскую карьеру оставались закрытыми. Три года подряд Блан провалил прослушивание в Парижскую консерваторию, художественную школу, которая считается золотым путем к карьере во Франции. «Это было очень больно, потому что я чувствовал, что профессия меня не хочет», — сказал Блан. Женщины, добавила она, должны соответствовать определенному физическому облику.
Не помогло и то, что Блан достиг совершеннолетия в 1980-х годах, в эпоху французского кино, которая с прошлого года стала объектом повышенного внимания из-за уровня женоненавистничества и сексуального насилия. Французская актриса Жюдит Годреш, в то время звезда-подросток, возглавила волну разоблачений, обвинив двух режиссеров в сексуальном насилии. Одним из них был Бенуа Жако, который был на 25 лет старше ее, с которым у Годреш были шестилетние отношения, которые начались, когда ей было 14 лет.
«Это была очень патриархальная, очень традиционная индустрия», — сказал Блан. «В тот момент мне пришлось отказаться от своих феминистских убеждений». На съемках одной из своих первых телевизионных постановок, когда ей было около 25 лет, Блан рассказала, что ее совершенно неожиданно попросили раздеться для интимной сцены с известным исполнителем. «Я был новичком, никого не знал. Я сказала да», — сказала она. «И в ту же ночь знаменитый человек пытался проникнуть в мою комнату. Мне очень повезло, что дверь устояла».
В другой раз он почти вообще отказался от кинематографа после работы с уважаемым режиссером Жаном-Люком Годаром. Работая статисткой в его фильме «Страсти», она пожаловалась Годару сразу после того, как ее удалили со сцены. «Я понятия не имел, как мне следует вести себя перед «богом», и я сказал ему, что мне нужны деньги, которые он представляет», — сказал Блан. Годар вставил его обратно, а затем «весь день оскорблял меня, пока я снимал его снова и снова. Я был напуган.”
Размышляя об опыте женщин, работающих во французском кино, «удивительно, через что нам пришлось пройти», – сказала Блан.
Шеро, директор «Ла Дулера», был первым высокопоставленным человеком, предложившим Блану спасательный круг. В 1981 году он нанял ее на небольшую роль в опере Ибсена «Пер Гюнт», и это сотрудничество положило начало длительным творческим отношениям, охватывающим пьесы и фильмы. В 1990-е годы Блан появилась в двух самых известных фильмах Шеро, «Королева Марго» и «Те, кто меня любит, могут сесть на поезд», и стала востребованной на экране, работая с режиссерами Джеймсом Айвори, Луи Малем и Агнешкой Холланд.
Широкая известность пришла в 1996 году благодаря чрезвычайно успешному телевизионному фильму Нины Компаниз «Путь короля», в котором она сыграла мадам де Ментенон, дворянку, тайно вышедшую замуж за короля Людовика XIV. «Люди останавливали меня на улице, чтобы поклониться», — сказал Блан с радостным смехом. В то время во Франции работа на телевидении все еще считалась недостойной внимания серьезных актеров. «Но это позволило нам находиться в домах людей, в их гостиных», — сказал Блан.
Точно так же Блан никогда не пыталась зарекомендовать себя как просто главная звезда. Из четырех премий «Сезар» – французского эквивалента «Оскара» – она получила три за роли второго плана, и она никогда не отказывалась от небольших ролей. «Это ужасно, потому что я люблю все», — сказала она со смехом.
Этот идеал сослужил ему хорошую службу в «Комеди Франсез», куда он присоединился в 2016 году. В свои почти 60 лет шаг Блана был неожиданным: труппа с многовековой историей обычно нанимает многообещающих актеров, а не признанных звезд; ритм репертуарной системы напряженный. «Я задавался вопросом, справлюсь ли я с этим. Здесь все спортсмены», — сказала Блан, выступая в своей тихой гримерке в театре.
Тем не менее, Блан процветал там, работая с длинным списком режиссеров, включая Иво ван Хове, Ларса Норена и Жюли Делике. «Я чувствую, что за восемь лет я научился большему, чем за всю оставшуюся карьеру на сцене. Я очень, очень избалован», — сказал Блан.
Леонидас Страпацакис, работавший с труппой художественным руководителем до 2022 года, сказал, что, когда Блан «начнет репетиции новой постановки, можно подумать, что она молодая актриса, которая еще ничего не сделала: она открыта ко всему».
Балансировать сообщество, которое он нашел в «Комеди Франсез», с автономией, которую он имеет в «Ла Дулер», было «в идеале эгоистично», сказал Блан. Возобновление постановки в 2008 году стало необычной попыткой для современного театра, где спектакли обычно прекращаются после смерти режиссера.
“Конечно, это была дань уважения Шеро”, – сказала она, добавив, что его вера в нее, в один из ее самых худших моментов, “придала мне большую уверенность в себе, и мне это было нужно”.
Премьера «La Douleur» в Нью-Йорке изначально планировалась на начало 2000-х, но «опасения по поводу здоровья» помешали Блану поехать в то время. Два шоу в FIAF Florence Gould Hall предоставляют редкую возможность увидеть Блана – французскую звезду, которая еще не добилась международной известности – на американской сцене.
«Доминик всегда была великолепной актрисой, но я думаю, что сейчас она еще свободнее, более реализована и более креативна», – сказал Тье Ньянг, сорежиссер «La Douleur».
В последние годы «я чувствовал себя необычайно удачливым», — сказал Блан. «Актерство действительно спасло мне жизнь».