Жизнь подражает искусству: фильм «Мастер и Маргарита» будоражит Россию

Жизнь подражает искусству: фильм «Мастер и Маргарита» будоражит Россию

Судя по всему, экранизация любимого культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», которая выйдет в российских кинотеатрах этой зимой, не должна иметь успеха в раздираемой войной России президента Владимира Путина.

Режиссер американец. Одна из звезд – немка. Знаменитая сатира сталинской эпохи, в то время неопубликованная, отчасти является подрывной ссылкой на государственную тиранию и цензуру — силы, которые сегодня снова противостоят России.

Но фильм был на пути к кассовым сборам задолго до того, как Путин начал полномасштабное вторжение в Украину и ввел в отношении России уровень репрессий, невиданный с советских времен. Государство вложило миллионы в фильм, который уже был снят. Запретить производство самой известной литературной страны России ради свободы творчества было, пожалуй, слишком большой иронией, которую Кремль не мог вынести.

Его выпуск – после многомесячной задержки – стал одним из самых драматичных и ярких дебютов российского кино за последнее время. В фильме роман переработан как трагедия мести о борьбе писателя с цензурой, заимствованная из собственной жизни Булгакова. Акценты для многих россиян оказались очень близкими. И, по мнению некоторых защитников Путина, слишком близко.

«У меня было внутреннее убеждение, что фильм каким-то образом должен выйти», — сказал режиссер Майкл Локшин в видеоинтервью из своего дома в Калифорнии. «Я все еще думал, что это чудо, когда оно появилось. Что касается реакции, то трудно ожидать такой реакции».

По данным Национального кинофонда России, с момента премьеры 25 января фильм посмотрели более 3,7 миллиона человек в российских кинотеатрах.

Некоторые кинозрители в Москве разразились аплодисментами в конце показа, узнав отголоски российской военной действительности и удивившись, что адаптация вообще дошла до кинотеатров. Другие менее политически настроенные зрители похвалили адаптацию за спецэффекты и смелость отступить от сюжета книги.

Самые воинственные защитники Путина были менее воодушевлены.

Провоенные пропагандисты выступили против Локшина, который публично выступал против российского вторжения и поддерживал Украину, призывая возбудить уголовное дело против Путина и объявить его террористом.

Выступая на государственном телевидении, один из самых известных российских пропагандистов Владимир Соловьев потребовал объяснить, как Локшину разрешили снимать фильм. Он спросил, было ли освобождение «спецоперацией» или кого-то «обманули».

Государственные телеканалы не продвигали фильм, как это обычно делается для картин, финансируемых государством. А государственный кинофонд под давлением после выхода фильма исключил продюсерскую компанию фильма из списка предпочтительных продавцов.

Проблемы породили новую волну кинозрителей, которые бросились в кинотеатры, опасаясь, что фильм вот-вот запретят.

“Фильм удивительным образом совпал с историческим моментом, который переживает Россия, с реставрацией сталинизма, с гонениями на интеллигенцию”, – заявил российский кинокритик Антон Долин, которого заклеймили как “иностранного агента” и который бежал из страны. «И когда автор фильма стал подвергаться этой травле, появилась совершенно волшебная рифма».

Роман Булгакова, написанный в 1930-е годы, представляет собой фантасмагорическую историю, исследующую способности каждого человека к добру и злу. В нем дьявол приезжает со своей свитой в сталинскую Москву, где встречает несчастного писателя, известного как Мастер, и его возлюбленную Маргариту. В романе также повторяется история Понтия Пилата, приказавшего распять Иисуса, которая, как узнает читатель, является предметом запрещенного текста, написанного Учителем.

Беды Булгакова отразились на мучениях Мастера.

Сталин не приказывал казнить или заключить романиста в тюрьму, в отличие от других советских писателей того времени, но жестко ограничивал творчество Булгакова и подавлял его художественные амбиции. Булгаков излил большую часть этого горя в «Мастере и Маргарите», который был опубликован только в конце 1960-х годов, более чем через четверть века после его смерти.

«Фильм о свободе художника в несвободном мире, — сказал Локшин, — и о том, что означает эта свобода — о том, как не терять веру в силу искусства, даже когда все вокруг тебя наказывает за то, что ты это сделал».

«Конечно, — добавил он, — здесь есть и история любви».

Локшин, выросший как в США, так и в России, но являющийся американским гражданином, подписался на проект в 2019 году, выбрав сюжет о мести в стиле Квентина Тарантино в качестве места действия до того, как война возродила жесткую цензуру в России.

Когда два года назад Путин начал вторжение, Локшин выступил против войны в социальных сетях в США и призвал своих друзей поддержать Украину. В России это поставило под угрозу выход фильма.

«Моя позиция заключалась в том, что я никоим образом не буду подвергать себя цензуре в отношении фильма», – сказал он. «Сам фильм о цензуре».

Universal Pictures, подписавшая контракт на распространение фильма, ушла из России после начала войны и отказалась от проекта. (У фильма в настоящее время нет дистрибьютора в США.)

А по мере расширения репрессий в России жизнь стала подражать искусству. «Все эти вещи, которые были в фильме, были как бы разыграны», – сказал Локшин.

Россия предъявила театральному режиссеру и драматургу обвинение в оправдании терроризма, повторяя показательный процесс над «Мастером», который создатели фильма добавили в сценарий. «Почти пустая» тематическая вечеринка в Москве привела к репрессиям в отношении ее знаменитых участников, напомнив образ знаменитого сатанинского бала из романа. И русские стали обвинять друг друга в антивоенных симпатиях, как тогда, когда друг Мастера обдирает его.

«Не каждый может позволить себе быть таким непримиримым», — говорит друг Мастеру в фильме, прежде чем рассердить его. «Некоторые люди должны платить алименты».

Правдоподобие фильма было безошибочным для многих кинозрителей.

Евгений Гиндилис, российский кинопродюсер, рассказал, что он собрался в московском кинотеатре недалеко от Кремля, чтобы посмотреть его, и почувствовал некоторый дискомфорт в зале. В конце, по его словам, около трети аудитории разразились аплодисментами.

«Я думаю, что аплодисменты, — сказал Гиндилис, — связаны с тем, что люди счастливы иметь возможность увидеть и посмотреть этот фильм, в котором есть это ясное, антитоталитарное, антирепрессивное государственное послание, в ситуации, когда государство действительно пытается подавить все, что имеет независимый голос».

Гиндилис рассказал, как одной из самых неприятных для просмотра сцен в Москве была финальная сцена мести, когда злой кот дьявола отталкивает команду тайной полиции, прибывшую схватить Мастера, что приводит к пожару, который в последнем охватила всю Москву. .

Мастер и Маргарита вместе с дьяволом, которого играет немецкий актер Август Диль, смотрят на горящий город, наблюдая за системой, которая в огне уничтожила их жизни.

«Сегодня вся страна не может принять ответные меры или даже отреагировать на преследования, ограничения и цензуру», – сказал Долин, кинокритик. Но главные герои фильма, заключив сделку с дьяволом, умудряются думать.

В фильме рассказывается о Мастере и Маргарите в загробной жизни, воссоединившихся и свободных. «Послушай», — говорит она ему. «Слушай и наслаждайся тем, чего тебе никогда не давали в жизни – покоем».

Алина Лобзина внесла свой вклад в подготовку отчета.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *