Паоло Тавиани, представитель известного итальянского кинорежиссерского дуэта, умер в возрасте 92 лет.
Паоло Тавиани, который вместе со своим братом Витторио снял несколько самых известных итальянских фильмов за последние полвека, в том числе «Падре Падроне», получивший главный приз Каннского кинофестиваля в 1977 году, скончался 29 февраля в Риме. Ему было 92 года.
Его сын Эрманно Тавиани сообщил, что причиной его смерти в больнице стал отек легких.
Братья Тавиани возникли в конце 1950-х годов как часть поколения итальянских кинематографистов, в том числе Бернардо Бертолуччи, Пьера Паоло Пазолини и Джилло Понтекорво, которые были вдохновлены неореалистическим движением в стране, но решили превзойти его. (Витторио Тавиани умер в 2018 году.)
Хотя братья происходили из городской интеллигентной семьи (их отец был юристом, а мать учительницей), их работа прославляла традиционную жизнь в итальянской сельской местности, где они выросли. «Падре Падроне», например, рассказывает историю борьбы мальчика между требованиями его властного отца, который хочет стать фермером, и его собственными мечтами стать лингвистом.
Они придали своим фильмам ощущение зрелищности, которая отличала их от суровых предшественников-неореалистов, таких как их кумир Роберто Росселлини, который, в свою очередь, поддерживал их работу и, будучи президентом Каннского жюри в 1977 году, помог гарантировать, что «Падре Падроне “. получил желанную Золотую пальмовую ветвь фестиваля, главный приз. Это была неожиданная победа в категории, в которую входил еще один итальянский фильм «Особый день» режиссера Этторе Скола с Софи Лорен в главной роли.
«Росселлини позволил нам понять наш собственный опыт, по-настоящему понять, чем мы жили», — сказал Паоло Тавиани The International Herald Tribune в 1993 году. «Понять это так, что было бы невозможно, если бы не он — мы бы посмотрели фильмы . И мы чувствовали, что если фильм обладает такой силой, мы хотим владеть им».
Братья, родившиеся с разницей в два года, большую часть своей жизни были неразлучны. Они оба какое-то время учились в Пизанском университете, вместе начали сниматься и даже жили по соседству в Риме. Каждое утро они вместе гуляли с собаками, обсуждая идеи новых фильмов или ход текущих проектов.
Большую часть сценариев братья написали вместе, но на съемочной площадке подходили по-разному. Они по очереди режиссировали сцену за сценой: один брат режиссировал, а другой смотрел на видеомониторе.
«Экипаж, который нас знает, спрашивает: «Кто сегодня первый?» — рассказал Паоло Тавиани The New York Times в 2013 году. — И пока этот человек стоит у руля, команде остается отвечать только перед ответственным директором время. . Они не могут пойти и спросить Паоло о том, чем хотят заняться. Когда все закончится, я приду и посмотрю видео».
Их работа часто основывалась на исторических и литературных источниках; среди их любимых писателей был Луиджи Пиранделло, чей лирический абсурдизм соответствовал его собственному чувству повествования. Их фильм «Каос» (1984) представляет собой адаптацию четырех его рассказов.
Среди самых известных фильмов в их карьере были «Чезаре деве Морир» или «Цезарь должен умереть» (2012), о постановке шекспировского «Юлия Цезаря» в тюрьме под Римом.
Идея фильма не так диковинна, как кажется — в Италии около 100 театральных трупп находятся в тюрьмах, — но подход братьев по-прежнему уникален. Большинство актеров были заключенными, а фильм снимался в настоящей тюрьме. Тавиани, у которых бюджет ограничен, даже приходилось договариваться о доступе с неофициальными лидерами заключенных, которые, как говорят, являются опасными членами мафии.
«Мы сняли фильм за 21 день с очень небольшими деньгами, как в детстве», — сказал Паоло Тавиани. «У продюсера не было времени и необходимости размышлять о чем-то, том или ином. Мы были свободны. Это очень помогло фильму».
Паоло Тавиани родился 8 ноября 1931 года в Сан-Миниато, деревне в Тоскане. Его родители, Эрманно и Иоланда (Броги) Тавиани, были антифашистами в 1930-х и 1940-х годах под диктатурой Бенито Муссолини.
В детстве они редко смотрели фильмы; вместо этого, в качестве угощения, отец водил их в соседнюю Пизу, чтобы посмотреть оперу. Но после того, как немецкое нападение возле их деревни вынудило семью переехать в Пизу во время Второй мировой войны, у мальчиков появился лучший доступ к кинотеатрам.
Они оба вспомнили, как однажды, вскоре после войны, проходили мимо театра, когда толпа расходилась. Фильм был ужасен, сказали им зрители. Любопытство охватило их, они вошли внутрь и обнаружили, что на экране все еще играет «Пайзан» Росселлини (1946). Они были помолвлены.
«Увидев это, мы осознали, что с помощью искусства мы можем получить более глубокое понимание нашего опыта, чем то, что мы получаем, проживая его напрямую», — сказал Паоло Тавиани The Los Angeles Times в 1994 году. «Пока мы не покинули театр, мы решили посвятить свою жизнь созданию фильмов».
Братья некоторое время учились в Пизанском университете, но покинули его, не окончив его. Проработав несколько лет журналистами, они начали работать ассистентами в кино, в том числе у Росселлини, прежде чем заняться самостоятельной деятельностью.
Паоло Тавиани женился на Лине Нерли в 1957 году. Она пережила его вместе с сыном, как и их дочь Валентина Тавиани; его брат Франко; его сестры Мария Грация и Джованна; и четверо внуков.
Братья Тавиани сняли серию хорошо принятых документальных фильмов, в основном на тосканскую тематику, прежде чем снять свой первый полнометражный фильм «Un Uomo da Bruciare» («Человек для сожжения») в 1962 году. В нем рассказывается история профсоюзного организатора. который борется с мафией и в конце концов его убивают.
Многие из их фильмов были сняты для телевидения при поддержке RAI, итальянской общественной телерадиовещательной компании, и эти отношения оградили их от некоторого давления коммерческого кинопроизводства, но при этом дали им свободу исследовать.
После того, как «Падре Падроне» получил высшую награду в Каннах в 1977 году, братья вернулись, чтобы выиграть приз большого жюри фестиваля в 1982 году за фильм «Ночь Сан-Лоренцо», известный в США как «Ночь падающих звезд». “. ». Это также был официальный представитель Италии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на церемонии вручения премии «Оскар», хотя он не был номинирован.
Паоло Тавиани после смерти брата в 2018 году снял только один фильм: «Леонора Аддио» или «Леонора, прощай», вышедший в 2022 году.
«Создание фильмов позволило нам побывать в странных местах, которые иначе мы бы не увидели, и встретить так много новых людей, включая нас самих, которые постоянно меняются», — сказал Паоло Тавиани The Times в 1986 году. «Это чудесное призвание, и после все эти годы он нас до сих пор не подвел».