С новым музеем Холокоста Нидерланды бросают вызов прошлому
Три лица безучастно смотрят на паспортные фотографии в тонах сепии, случайно приклеенные к открытке, адресованной неизвестному получателю. Вероятно, это двое родителей и их сын, но мы никогда не узнаем наверняка. Под их фотографиями написаны от руки слова: «Не забывайте нас!»
Неизвестно, когда была отправлена эта открытка. Но его просьба помогла сформировать постоянную коллекцию в Национальном музее Холокоста в Амстердаме, которая откроется для публики на следующей неделе. Новое учреждение находится в разработке уже почти 20 лет, и за это время проект преодолел сохраняющийся скептицизм, вызванный отчасти нежеланием иметь дело с этой частью голландской истории.
«Я думаю, что это пережиток давно ощущаемого дискомфорта в Нидерландах, когда они взяли на себя ответственность за то, что произошло», – сказал Эмиль Шрийвер, генеральный директор Национального музея Холокоста.
В то время как другие музеи в Нидерландах освещают различные аспекты истории Холокоста, такие как Дом Анны Франк или музеи, посвященные Второй мировой войне в целом, Национальный музей Холокоста является первым учреждением, посвященным рассказыванию всей истории преследования. евреев Голландии.
«Коллективное признание того, что судьба евреев во Второй мировой войне существенно отличалась от судьбы Нидерландов, заняло очень много времени», — сказал Шрийвер. Открытие музея, по словам Шривера, «является своего рода завершением процесса принятия».
В Голландии нацисты депортировали в концентрационные лагеря 75% еврейского населения страны — самый большой процент в Западной Европе. Новый музей призван ответить на вопрос, как такая большая группа людей – 102 000 евреев, а также 220 цыган, также известных как рома и синти – могла быть исключена из своей повседневной жизни и как они выглядели в прошлой жизни, и если они выжили после войны.
Частично ответ кроется в жестокой бюрократии, установленной нацистами во время оккупации и осуществляемой голландскими гражданами и чиновниками. На втором этаже музея на стенах напечатан ошеломляющий поток слов, описывающих законы против голландских евреев, неизбежный и подавляющий.
Примеры предоставляются посетителям независимо от того, собираются они их читать или нет. 11 ноября 1941 г.: евреям больше не разрешается участвовать в теннисных, танцевальных клубах и бридж-клубах. 11 июня 1942 г.: Евреи больше не могут делать покупки на рыбных рынках. 12 июня 1942 года: евреи должны сдать велосипеды. 15 сентября 1942 г.: Еврейских студентов исключают из университетов.
Проходя мимо, «чувствуешь угнетение и разрушение верховенства закона и свободы для каждого еврея», — сказала Аннемик Грингольд, главный куратор музея. «Это преступление, как бы хорошо оно ни было отражено в судебном тексте, всегда присутствует».
В галереях музея жизнь голландских евреев рассматривается на экспонатах, включая одежду, украшения, чемоданы и другие предметы. Цель, по словам Грингольда, заключалась в том, чтобы представить людей полноценными личностями, а не просто жертвами.
«Это единственный способ отдать должное чьей-то памяти», — сказал Грингольд. «Иначе человек сводится к тому, что с ним сделали нацисты. Мы этого не хотим».
Счет с историей постепенно стал частью голландского общества, в том числе благодаря извинениям правительства и королевской семьи за Холокост, а также за роль страны в работорговле.
Грингольд сказал, что впервые предложил открыть национальный музей Холокоста в 2005 году, но в то время многие сомневались, нужен ли такой музей. С 2015 года Еврейский культурный квартал, организация, управляющая музеем, проводит временные выставки в помещении, которое сейчас является музеем. Но, по словам руководителей музеев, всплывающих экспонатов было недостаточно, чтобы рассказать всю историю. Еврейский культурный квартал приобрел здание в 2021 году и начал реконструкцию, чтобы превратить его в пространство для демонстрации постоянной коллекции.
Здание – бывшая школа – находится напротив театра, который нацисты превратили в крупный центр депортации, и рядом с детским садом, где содержались еврейские дети перед отправкой в концентрационные лагеря.
Интерьеры музея, реконструированные амстердамским архитектором Office Winhov, освещены естественным светом, фильтруемым через мягкие серые жалюзи. Это намеренно относится к тому, как нацисты совершали свои злодеяния средь бела дня на всеобщее обозрение.
Архитектор и художник Даниэль Либескинд, который не участвовал в проекте, но спроектировал несколько крупных памятников и музеев Холокоста, в том числе в Берлине и Амстердаме, сказал, что на протяжении всей своей карьеры он также сталкивался со скептицизмом. По словам Либескинда, спустя долгое время после войны людям было трудно смотреть в лицо теням своего прошлого, и создание учреждений памяти было оставлено на усмотрение последующих поколений.
Голландцы, пережившие Холокост, заявили, что открытие музея стало важной вехой.
“Я преподаю в школах тему Второй мировой войны и всегда слышу, как мало времени уделяется Холокосту”, – сказал Сало Мюллер, который пережил войну, скрываясь в возрасте шести лет в 1942 году. Его разлучили. от родителей после нацистского рейда и был доставлен в детский сад рядом с музеем, но бойцы сопротивления помогли ему бежать. Больше он никогда не видел своих родителей.
После недавней частной экскурсии по музею перед его публичным открытием Мюллер сказал, что он очень взволнован. «Когда я гуляю там, мне в голову приходит столько всего», – сказал он. «Моя семья была здесь и была депортирована. Мои родители, бабушки и дедушки, дяди и двоюродные братья. Это действительно меня трогает».
В конце коллекции, которая также включает в себя видеосвидетельства выживших, а также изображения и видео из лагерей смерти, посетители наконец наталкиваются на паспортные фотографии трех анонимных людей, которые просили не забывать их, но чьи имена затерялись в истории. . безразличный.
Музей использовал этот императив – «помните нас!» — как часть собственного послания, — сказал куратор Грингольд. Пока посетитель не встретит этих трех людей, его практически невозможно не вспомнить.
«Вы больше не можете говорить, что не знаете», — сказал Грингольд. “Теперь ты знаешь.”