Умер 89-летний Эдвард Бонд, драматург, конфликтовавший с королевской цензурой
Ни один современный британский драматург не поляризовал своих соотечественников так сильно, как Эдвард Бонд, который умер в воскресенье в возрасте 89 лет.
Для некоторых он был нечестивым ужасом, беспощадным в своей доктрине социализма и сбивающим с толку любителем жестоких театральных эффектов. Для других он был почти светским святым, писателем непоколебимой честности в мире компромиссов и настолько чувствительным к человеческим разочарованиям, что неизменно наполнял свои пьесы персонажами, которые страдали, часто наглядно, от крайних форм угнетения и эксплуатации.
Но обе стороны согласились, что его первая крупная пьеса «Спасенные» ускорила конец театральной цензуры в Великобритании.
В 1965 году Королевский придворный театр представил лорду Чемберлену, обладавшему с 1737 года абсолютной властью над британской драматургией, графический портрет самого молодого и порой жестокого, безнадежно дрейфующего в глубинах Лондона. Чиновника в целом сочли абсурдным анахронизмом: сцену, в которой хулиганы забивают до смерти ребенка в коляске, нельзя было ставить публично.
Г-н Бонд отказался изменить линию, и Королевский суд поддержал его, временно превратив клуб в частный и, таким образом, как тогда действовал закон, больше не требуя санкции лорда-камергера.
Эта тактика использовалась в Лондоне раньше, особенно в фильмах Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» в 1956 году и «Вид с моста» Артура Миллера в 1958 году, оба из которых предполагали табуированную тему гомосексуализма. .
Поначалу казалось, что единственной проблемой произведения была критическая враждебность. Лондонская газета «Таймс» жаловалась, что это равносильно «систематической деградации человеческого животного». Лондонская газета «Санди Таймс» задавалась вопросом: «Существовало ли когда-нибудь такое психопатическое упражнение, на котором так любовно настаивали?»
Однако были некоторые влиятельные сторонники, в частности Мэри Маккарти, которая восхищалась чувствительностью, с которой было вызвано насилие, и Лоуренс Оливье, который защищал ее как «пьесу для взрослых», достаточно смелых, чтобы наблюдать уродливые события.
Г-н Бонд оставался непокорным. Он считал «Спасенных» «почти безответственно оптимистичным», поскольку его молодой главный герой сопротивляется подавляющей жестокости, а убийство ребенка – «типичным английским эвфемизмом», «незначительным злодеянием по сравнению со «стратегическими» бомбардировками немецких городов и не имеющим значения. в дополнение к культурной и эмоциональной депривации большинства наших детей».
Однако имели место инциденты, крики «бунт» и периодические драки между зрителями, за которыми последовало прибытие полицейских в штатском, которые безоговорочно выдавали себя за членов Королевского двора, тем самым показывая, что театр не был тем эксклюзивным клубом, на который он претендовал. быть. . Результатом стало судебное преследование в Королевском суде, которое закончилось решением окружного судьи о том, что театр действительно нарушил цензуру. «Спасён», казалось, и больше никогда не появится на публике.
Но разногласия привели к созданию парламентской комиссии, чей отчет в 1967 году рекомендовал, чтобы театральные постановки больше не нуждались в официальных лицензиях. В том же году цензор снова преследовал Бонда, полностью запретив его следующую пьесу «Раннее утро». Это неудивительно, поскольку пьеса с подрывным ликованием высмеивает королевскую семью, представляя мир, в котором королева Виктория насилует Флоренс Найтингейл, затем душит принца Альберта подвязкой, прежде чем она и ее министры устраивают каннибалистическую оргию. «События этой пьесы правдивы», — был провокационный эпиграф г-на Бонда.
Шоу снова было организовано Королевским двором как мероприятие только для участников, хотя теперь без юридических последствий.
Год спустя Закон о театре исключил из-под контроля британскую драму лорда Чемберлена, а еще через год Королевский двор провел праздничный сезон, в который вошли спектакли Бонда «Спасенные», «Раннее утро» и «Узкая дорога на глубокий Север». были связаны с азиатской тиранией и британским колониализмом.
Сам «Спасенный» широко ставился за рубежом, в частности, Питером Штайном в Мюнхене. А в 2000 году она была провозглашена современной классикой и приблизилась к вершине списка значимых пьес ХХ века Национального театра.
Смерть г-на Бонда подтвердил представитель его агента Casarotto Ramsay & Associates. Причину и место смерти она не уточнила.
Эдвард Бонд родился 18 июля 1934 года в Холлоуэе, лондонском районе, воссозданном в «Спасенных». Его родители, оба неграмотные, переехали в эту «кирпичную пустыню», как он ее называл, после того, как его отец потерял работу на ферме в Восточной Англии.
Хотя он дважды был эвакуирован в страну во время Второй мировой войны, Эдвард находился в Лондоне во время блиц-удара и последующих ракетных обстрелов города. Этот опыт был формирующим. «Я родился в обществе, где не знали, продержишься ли ты целый день», – сказал он. «Когда я был молод, я видел, как люди бегут, спасая свою жизнь».
Он бросил школу – «современную среднюю школу», то есть присматривал за детьми, считавшимися отстающими в учебе, – в возрасте 15 лет, не имея никакой квалификации. Но он проявил писательский талант, и его воодушевил апофеоз: посещение школы на спектакль «Макбет».
«Впервые я нашел что-то красивое, захватывающее и живое», – сказал он об этой постановке. «Я встретил человека, который рассказал о моих проблемах, об обществе вокруг меня. Никто больше мне ничего не рассказывал о моей жизни, никогда».
До и после военной службы – «очень жестокой, с публично униженными и униженными людьми» – он работал на фабриках, складах и в страховой конторе, одновременно сочиняя стихи, рассказы и, прежде всего, пьесы. В 1958 году он стал членом группы королевских придворных писателей, а в 1962 году ему дали воскресное вечернее шоу «Свадьба Папы», рассказывающее о жителях Восточной Англии, которые так же забиты и деградированы, как и их городские коллеги в «Спасенных».
Благодаря своей репутации, созданной «Спасенными», Королевский двор поставил пьесы, которые до сих пор считаются главными: «Лир», радикальное обновление Шекспира; «Море» о классовом разделении в эдвардианском сообществе; «Бинго», где Джон Гилгуд играет Шекспира, который в отчаянии убивает себя из-за потери честности; и «Дурак», в котором поэт Джон Клэр сходит с ума от противоречий британского общества.
В 1978 году Бонд поставил в Национальном театре свою пацифистскую интерпретацию Троянской войны «Женщина», после чего Королевская шекспировская труппа поставила его пьесу «Связка» о крепостном праве и рабстве в средневековой Японии.
Однако вскоре г-н Бонд покинул обе организации. Он описал свой опыт в National как «кошмар» в здании, «похожем на бисквитную фабрику»; Позже он назвал театр «национальным унижением». Он начал ставить «Военные пьесы», трилогию о будущей ядерной катастрофе, для Королевского Шекспира только для того, чтобы уйти с репетиций, а позже раскритиковал труппу за «умиротворение туристической индустрии». Также остались возрожденные версии «Море»: одна режиссера Сэма Мендеса с Джуди Денч в главной роли в «Нэшнл», и одна в Вест-Энде.
Г-на Бонда невзлюбили ведущие театры, даже Королевский двор, где его постановка 1981 года «Реставрация», сатирический портрет коррупции в Англии 17-го века, вызвала внутреннюю напряженность. Со своей стороны, он решил, что массовый театр «инфантильен». Драматическое письмо, настаивал он, должно быть «о взаимодействии с миром, находящимся в беде».
Называя себя «дитя темных веков», он определил свою цель как «разоблачение несправедливости», «утверждение человечности» и «доведение ситуации до крайности, чтобы понять, что происходит в нашем обществе». Для него писать о насилии, которое он считал присущим коррумпированному и коррумпированному миру, было «так же естественно, как для Джейн Остин было писать о манерах».
«Если вы не сможете встретиться с Хиросимой в театре, — сказал он, — вы в конечном итоге окажетесь в Хиросиме».
В последующие годы г-н Бонд был менее известен в своей стране, чем за рубежом, особенно в Германии и Франции, где Комеди Франсез поставила «Море» в 2016 году. В Англии он писал в основном для Big Brum, бирмингемской компании. драматическая труппа в сфере образования и для подростков в местном колледже в неблагополучном районе Кембриджа, недалеко от того места, где он жил.
Он был женат на Элизабет Пейбл, критике и переводчице. Информация о выживших не была доступна сразу.
«Вопиющая несправедливость, огромное варварство, с которым нам приходится жить, будут преследовать меня до самой смерти, если я еще в сознании», — сказал г-н Бонд The New York Times в 2001 году, до возвращения «Театра для новой аудитории». «Спасен» в одном из своих относительно редких и редко успешных американских маунтов. К тому времени он стал автором более 50 сценических, теле- и радиоспектаклей, многих оригинальных и некоторых нереализованных, а также либретто для балета и оперы, множества эссе и 10 сценариев, в том числе одного для «Увеличенного изображения» Микеланджело Антониони. в 1966 году.
Его последняя пьеса для взрослых, премьера которой состоялась в Великобритании, была также первой за 20 лет: «Деа», обновленная версия истории Медеи, которая была поставлена в 2016 году самим мистером Бондом в малоизвестном театре лондонского района Саттон. . Помимо убийств детей, в пьесе присутствовали расчленение, безумие, фелляция и изнасилование, при этом Деа была изнасилована сыном, а затем взорвана террористом-смертником.
Г-н Бонд однажды сказал, что его миссия состоит в том, чтобы противостоять обществу «кризису человеческого рода». Он хотел быть серьезным во всем.