Суббота, 16 октября, 2021

С высоты птичьего полёта… и детально.

Must Read
КЕРЧЬ: COMMENT благодарит за предоставленный материал
канал «Врата Тавриды» и лично К. и В. Ходаковских.

Историческій обликъ грифоновъ на Митридатской лѣстницѣ

Вопросъ историческаго образа грифоновъ на Митридатской лѣстницѣ, которые являются однимъ изъ сѵмволовъ Керчи, при первомъ разсмотрѣніи выглядитъ нѣсколько запутаннымъ изъ-за противорѣчій въ дошедшихъ до насъ изображеніяхъ этихъ миѳическихъ существъ. Оригинальные грифоны не пережили Крымскую войну, а во времена ихъ созданія фотографіи не существовало. Поэтому судить объ ихъ обликѣ можно только по рисункамъ, которые неизбѣжно вносятъ искаженія подъ вліяніемъ руки художника. Вооружившись сохранившимися источниками, разберёмся въ этомъ вопросѣ.

Прежде всего, обратимся къ чертежу Митридатской лѣстницы, составленному въ 1837 году ея авторомъ архитекторомъ Александромъ Александровичемъ Дигбіемъ (1797–1847). Этотъ документъ съ проектомъ второго и третьяго яруса лѣстницы фиксируетъ состояніе уже возведённаго въ 1833 году перваго яруса съ установленными на нёмъ двумя скульптурными изображеніями грифоновъ. И хотя звѣри запечатлѣны довольно условно и схематично, видно, что они сидятъ на заднихъ лапахъ, крылья приподняты по-разному, а головы повёрнуты къ хвостамъ. Причёмъ эти позы одинаково повторены и на аналогичномъ документѣ 1839 года.

Фрагментъ чертежа А. А. Дигбія. 1837 годъ

Фрагментъ чертежа А. А. Дигбія. 1837 годъ

Трудно предположить, что рисунки въ точности отражаютъ детали: по крайней мѣрѣ, свободно поднятый хвостъ едва ли могъ присутствовать въ каменной скульптурѣ. А взметённое крыло — скорѣе лишь художественный пріёмъ для приданія объёма миніатюрному плоскому изображенію.

Фрагментъ чертежа А. А. Дигбія. 1839 годъ

Фрагментъ чертежа А. А. Дигбія. 1839 годъ

Слѣдующимъ документомъ выступаютъ рисунки художника Никанора Григорьевича Чернецова (1804–1879), путешествовавшаго по Крыму въ 1833–1836 годахъ: «Керчь, смотря на востокъ» и «Лѣстница на Митридатову гору въ Керчи, смотря на востокъ». Они были созданы уже послѣ строительства часовни И. А. Стемпковскаго и музея древностей, въ 1836 году, и запечатлѣли существовавшій въ это время лишь первый ярусъ лѣстницы.

Чернецовъ Н. Г. Лѣстница на Митридатову гору въ Керчи, смотря на востокъ. 1836 годъ

Чернецовъ Н. Г. Лѣстница на Митридатову гору въ Керчи, смотря на востокъ. 1836 годъ

На обоихъ рисункахъ грифоны изображены совершенно иначе, чѣмъ на чертежахъ А. А. Дигбія: они массивные, привстали на 4 лапы (причём пространство подъ брюхомъ заполнено камнемъ), подняли крылья и вытянули голову, готовясь прыгнуть вперёдъ. Но если сравнивать эти рисунки съ извѣстной планировкой города, оріентироваться на ключевыя зданія, а также на фотографію періода Крымской войны, то становится ясно, что рисунокъ изобилуетъ неточностями.

Чернецовъ Н. Г. Керчь, смотря на востокъ. 1836 годъ

Чернецовъ Н. Г. Керчь, смотря на востокъ. 1836 годъ

Судя по всему, въ ихъ основѣ лежатъ довольно скудные черновые наброски, выполненные Н. Г. Чернецовымъ съ натуры и фиксирующіе лишь основные объёмы и ключевые объекты панорамы. Позже художникъ уже по памяти превратилъ свои путевыя зарисовки въ болѣе детализированные изображенія тушью. Однако ясно, что въ полной мѣрѣ судить о подлинномъ образѣ грифоновъ по этимъ рисункамъ не слѣдуетъ, особенно при наличіи противорѣчащихъ имъ источниковъ.

Тѣмъ не менѣе, созданные Н. Г. Чернецовымъ образы легли въ основу послѣдующихъ изображеній. Напримѣръ, гравюра «Видъ съ Митридатовой горы на проливъ въ Азовское море. Въ Керчи» 1846 года авторства художника Бентлея и гравера Гудала (вероятно, Эдвардъ Гудоллъ, 1795–1870) была создана по рисунку Никанора Григорьевича и содержитъ массу дополнительныхъ искаженій. Сами грифоны стали чудовищнаго размѣра съ исполинскими крыльями и безъ сплошного заполненія пространства между лапами. Такія каменныя изваянія и вовсе не могли существовать.

Бентлей и Гудалъ. Видъ съ Митридатовой горы на проливъ въ Азовское море. 1846 годъ

Бентлей и Гудалъ. Видъ съ Митридатовой горы на проливъ въ Азовское море. 1846 годъ

Слѣдующимъ по датѣ изображеніемъ грифоновъ на лѣстницѣ выступаетъ гравюра изъ газеты Illustrated London News за 26 мая 1855 года (по н. ст.), представляющая англійскимъ читателямъ Керчь во время занятія города союзными войсками. Указано, что гравюра создана по эскизу нѣмецкаго художника Виллибальда Карла Рихтера (1805–1880) изъ Вѣны. Онъ не посѣщалъ Керчь и въ своёмъ рисункѣ опирался, какъ тогда часто практиковалось въ періодическихъ изданіяхъ, на болѣе ранніе печатные матеріалы. Художникъ измѣнилъ перспективу и многія детали гравюры Бентлея и Гудала, ещё сильнѣе исказивъ подлинный обликъ Керчи. Объ этомъ говоритъ и сама газетная подпись: «Керчь, видъ съ высоты музея». То есть ошибочно указано, что приводится видъ съ вершины лѣстницы. Сами же грифоны воображеніемъ художника получили ещё одинъ новый обликъ.

Рихтеръ В. Керчь, видъ съ высоты музея. 1855 годъ

Рихтеръ В. Керчь, видъ съ высоты музея. 1855 годъ

Двумя мѣсяцами позже въ № 20 «Русскаго художественнаго листка» Василія Ѳёдоровича Тимма (1820–1895) былъ также опубликованъ рисунокъ «Видъ города Керчи съ горы Митридата», созданный на основѣ гравюры Бентлея и Гудала, но явно съ внесёнными правками по оригиналу Н. Г. Чернецова, который, очевидно, былъ въ распоряженіи авторовъ.

Видъ города Керчи съ горы Митридата // Русскій художественный листокъ. 1855 годъ

Видъ города Керчи съ горы Митридата // Русскій художественный листокъ. 1855 годъ

И уже въ качествѣ явнаго курьёза варіація гравюры изъ «Русскаго художественнаго листка» 40-лѣтней давности появилась въ печати въ 1897 году въ изданіи «Живописная Россія» (томъ 5, часть 2), когда грифоновъ на лѣстницѣ уже давно не существовало.

Видъ города Керчи съ горы Митридата // Живописная Россія. 1897 годъ

Видъ города Керчи съ горы Митридата // Живописная Россія. 1897 годъ

На волнѣ интереса европейскаго общества къ событіямъ Крымской войны итальянскій художникъ Карло Батиста Боссоли (1815–1884) въ 1855 году написалъ темперой картину «Фантастическій видъ на городъ въ Крыму». Но художникъ очевидно оріентировался на общедоступные виды, такъ какъ самъ посѣщалъ Керчь лишь въ началѣ 1840-хъ годовъ и запечатлѣлъ городѣ на нѣсколькихъ достаточно вольныхъ рисункахъ. Прожившій болѣе 20 лѣтъ въ Россіи Карло Боссоли оставилъ большое художественное наслѣдіе, въ томъ числѣ по Крыму. Однако мастеръ всегда приносилъ реализмъ въ жертву эффектности, изъ-за чего его работы, какъ правило, были лишены документальной точности, насыщены преувеличеніемъ и вымысломъ.

И въ данномъ случаѣ Боссоли остался вѣренъ себѣ: чудовищнаго размѣра грифоны выглядятъ какъ статуи нѣкихъ древнихъ языческихъ идоловъ: это керченскіе сфинксы. И появившійся на главной площади города египетскій обелискъ дополняетъ впечатлѣніе восточной экзотики. А такой широкой лѣстницей могли бы въ то время гордиться лучшія столицы міра. Тѣмъ не менѣе, если не принимать въ расчётъ искажённые размѣры, то не стоитъ упускать изъ виду обликъ грифоновъ. Онъ отличается отъ всего, что изображалось художниками ранѣе, и наиболѣе близокъ къ чертежамъ А. А. Дигбія. Возможно, Боссоли передалъ позы фантастическихъ существъ по своимъ воспоминаніямъ.

Боссоли К. Фантастическій видъ на городъ въ Крыму. 1855 годъ

Боссоли К. Фантастическій видъ на городъ въ Крыму. 1855 годъ

И наконецъ наиболѣе цѣннымъ и едва ли не единственнымъ достовѣрнымъ изображеніемъ историческихъ грифоновъ выступаютъ двѣ документальныя зарисовки шотландскаго художника и военнаго корреспондента Уильяма Симпсона (1823–1899). Его наброски съ натуры, акварельные рисунки и созданныя на ихъ основѣ гравюры являются одними изъ наиболѣе цѣнныхъ и точныхъ иллюстрацій событій Крымской войны.

Симпсонъ У. Большая лѣстница въ Керчи. 1855 годъ

Симпсонъ У. Большая лѣстница въ Керчи. 1855 годъ

Зарисовки Митридатской лѣстницы и грифоновъ были сдѣланы У. Симпсономъ при посѣщеніи имъ города 29 сентября 1855 года (по н. ст.) и при всей аскетичности штриховъ удивляютъ крайней точностью и подробностью. Напримѣръ, не только переданы особенности архитектуры расположенной на вершинѣ горы часовни И. А. Стемпковскаго, но и отражёнъ сквозной крестъ въ восточной стѣнѣ. А на крышѣ музея древностей можно замѣтить присутствовавшее тогда панорамное остекленіе.

Симпсонъ У. Большая лѣстница въ Керчи. 1855 годъ

Симпсонъ У. Большая лѣстница въ Керчи. 1855 годъ

Детально запечатлѣна лѣстница и оба грифона съ четырёхъ ракурсовъ, причёмъ отражены и нѣкоторыя поврежденія: на одномъ изъ рисунковъ видно, что отбитъ хвостъ и края крыльевъ. Эти изображенія скульптуръ наиболѣе близки къ образамъ вымышленныхъ животныхъ на чертежахъ лѣстницы авторства А. А. Дигбія. Единственныя серьёзныя отличія — это отсутствіе поворота головы и симметричное положеніе крыльевъ.

Также на рисункахъ У. Симпсона можно замѣтить многочисленныя поврежденія балюстрады и вазоновъ. На болѣе поздней фотографіи англичанина Джеймса Робертсона (1813–1888) лѣстница уже находится въ полнѣйшемъ разгромѣ: уничтожены всѣ ея декоративные элементы, включая грифоновъ — они были окончательно разбиты и сброшены съ постаментовъ. Это неудивительно, потому что вся Керчь, отданная непріятелю безъ боя, была разграблена, сожжена и разрушена въ теченіе годовой оккупаціи.

Робертсонъ Д. Керчь (военный лагерь). 1856 годъ

Робертсонъ Д. Керчь (военный лагерь). 1856 годъ

Но англичане, французы и турки, занявъ городъ, увидѣли грифоновъ уже отчасти повреждёнными. Объ этомъ можно судить изъ впечатлѣній Григорія Ивановича Филипсона (1809–1883) о Керчи и Митридатской лѣстницѣ 1840-хъ годовъ: «Снизу вела къ музею широкая каменная лѣстница, съ большими претензіями на изящество; при началѣ лѣстницы были два грифона, — гербъ древней Пантикапеи. Для путешественника, входящаго на суднѣ изъ Чёрнаго моря, Керчь имѣла очень красивый видъ и издали много обѣщала, но съ перваго шага на берегъ являлось разочарованіе. Набережная, сдѣланная изъ рыхлаго плитняка на простой извести или совсѣмъ безъ цемента, была всегда исковеркана морскимъ прибоемъ; въ такомъ же положеніи была лѣстница на гору; а у грифоновъ, сдѣланныхъ изъ мягкаго, ноздреватаго известняка, мальчишки отбили носы, лапы и крылья».

Послѣ Крымской войны грифоны на лѣстницѣ, по всей видимости, не возстанавливались. Единственныя заслуживающія вниманія воспоминанія, въ которыхъ они, возможно, упоминаются, принадлежатъ генералъ-майору Ивану Романовичу фонъ деръ Ховену (1812–1881) и относятся къ 1868 году: «Въ противоположной отъ базара сторонѣ площади ведётъ на гору прекрасная каменная лѣстница, очень широкая, съ большими площадками и перилами и украшенная наверху двумя, не помню кого изображающими фигурами». Но эта строка помѣщена отдѣльно отъ болѣе точнаго описанія музея древностей, ставшаго къ тому времени церковью Александра Невскаго, и часовни Стемпковскаго надъ нимъ. Къ тому же грифоны всегда стояли только на первомъ ярусѣ лѣстницы, хотя на третьемъ изначально были предусмотрѣны и выстроены аналогичные постаменты. Однако маловѣроятно, что при И. Р. Ховенѣ тамъ дѣйствительно размѣщались какія-то скульптуры. Съ другой стороны, признаніе автора въ томъ, что онъ точно не помнитъ эти фигуры, можетъ говорить, что въ дѣйствительности ихъ не было, а увидѣлъ онъ грифоновъ на гравюрахъ въ изданіяхъ, использованныхъ для уточненія своихъ воспоминаній о посѣщеніи Керчи. Авторъ дѣйствительно привлекалъ внѣшніе источники, потому что помимо собственныхъ впечатлѣній даётъ нѣкоторую точную статистику о городѣ того времени.

Ещё однимъ примѣромъ внезапнаго упоминанія несуществующихъ грифоновъ служитъ 4-е изданіе «Путеводителя по Крыму», выпущенное въ 1883 году Г. Э. Карауловымъ и М. А. Сосногоровой, въ которомъ содержатся слѣдующія строки: «Другое замѣчательное зданіе въ Керчи былъ „музей древностей“, построенный, въ формѣ Тезеева храма, на уступѣ Митридатовой горы, къ которой ведётъ снизу красивая лѣстница съ грифонами и съ каменными ступенями». Причёмъ въ предыдущихъ и послѣдующихъ изданіяхъ того же путеводителя лѣстница описывается безъ упоминанія грифоновъ. Отсутствуютъ они и на многочисленныхъ дореволюціонныхъ изображеніяхъ и фотографіяхъ.

Открытка. Главная лѣстница. Начало XX вѣка

Открытка. Главная лѣстница. Начало XX вѣка

Сразу послѣ Крымской войны Митридатская лѣстница была отремонтирована, однако болѣе ста лѣтъ она оставалась безъ грифоновъ и декоративныхъ элементовъ. Въ 1960-е годы ей частично вернули балюстраду. А въ 1985 году Крымской мастерской кіевскаго института «Укрпроектреставрація» былъ разработанъ проектъ комплексной реставраціи (авторъ Сергѣй Ставровичъ Каневъ). Но до 1988 года работы были въ цѣломъ завершены только на первыхъ двухъ ярусахъ, а наиболѣе повреждённый третій до сихъ поръ оставался въ полуразрушенномъ состояніи.

Бакановъ А. Д. Митридатская лѣстница. Конецъ 1980-х

Бакановъ А. Д. Митридатская лѣстница. Конецъ 1980-х

Въ правомъ помѣщеніи второго яруса работали скульпторы, а лѣвое, нынѣ обрушенное, использовали реставраторы лѣстницы. Рядомъ съ послѣднимъ при расчисткѣ грунта былъ обнаруженъ нижній фрагментъ спины грифона изъ известняка. По нему были опредѣлены примѣрные размѣры и поза утраченныхъ изваяній. Въ этой работѣ заслуженному керченскому мастеру Роману Владиміровичу Сердюку (1928–1992) помогали скульпторы художественныхъ мастерскихъ Александръ Ивановичъ Мельникъ и Викторъ Ѳёдоровичъ Будинъ.

Работы начались въ 1986 году, а готовыя фигуры были отлиты въ слѣдующемъ году изъ декоративнаго бетона на основѣ бѣлаго цемента и крошки мраморовиднаго известняка. За этотъ процессъ отвѣчалъ старѣйшій формовщикъ Крымскаго художественно-производственнаго комбината Сергѣй Григорьевичъ Круговъ. Затѣмъ скульптуры были обработаны бучардой для приданія текстуры натуральнаго камня и 3 сентября 1987 года установлены на свои мѣста. По свидѣтельству В. Ѳ. Будина, старые грифоны были нѣсколько меньше современныхъ. Но, судя по чертежамъ А. А. Дигбія и зарисовкамъ У. Симпсона, различія въ размѣрахъ не были существенными. Въ положеніи фигуръ и поворотѣ головы скульпторы вдохновлялись образами съ оригинальныхъ чертежей лѣстницы.

Слѣва направо: Будинъ В. Ѳ., форматоръ Сергѣй Григорьевичъ Круговъ, Р. В. Сердюкъ, А. И. Мельникъ, изъ архива В. Ѳ. Будина, 3 сентября 1987 года

Слѣва направо: Будинъ В. Ѳ., форматоръ Сергѣй Григорьевичъ Круговъ, Р. В. Сердюкъ, А. И. Мельникъ, изъ архива В. Ѳ. Будина, 3 сентября 1987 года

Въ цѣломъ обликъ новыхъ грифоновъ оказался довольно близокъ по размѣру и деталямъ къ запечатлённымъ У. Симпсономъ подлинникамъ за исключеніемъ художественнаго рѣшенія съ поворотомъ головы въ сторону города. Это свидѣтельствуетъ о сохранявшейся преемственности между существовавшими скульптурами.

Въ центрѣ — директоръ Керченскихъ художественныхъ мастерскихъ Брониславъ Павловичъ Вобликовъ. 3 сентября 1987 года

Въ центрѣ — директоръ Керченскихъ художественныхъ мастерскихъ Брониславъ Павловичъ Вобликовъ. 3 сентября 1987 года

Такимъ образомъ, задача исторической реконструкціи митридатскихъ грифоновъ сегодня требуетъ оріентироваться прежде всего на зарисовки Уильяма Симпсона съ учётомъ работы 1987 года. Это были обращённыя другъ ко другу мордами миѳическіе звѣри, объединяющіе черты льва, орла и ящера и выполненные въ реалистичной манерѣ. Характерныя особенности: увѣренная посадка на заднихъ лапахъ и прямые переднія лапы, грива на шеѣ подъ клювомъ, гребень рептиліи, торчащія вверхъ уши, загнутый полукольцомъ и прижатый къ спинѣ хвостъ, симметричныя поднятыя вверхъ и нѣсколько расходящіяся въ стороны крылья съ рядами перьевъ, мускулистая грудь. Желательно выполнить эти скульптуры изъ болѣе долговѣчнаго и прочнаго матеріала, чѣмъ оригинальный известнякъ.

К. Н. и В. Н. Ходаковскіе

Предыдущая статья«ВСЕ НА СВАЛКУ!»
Следующая статьяАРОЧНЫЕ ДОМА сборные и мобильные.
- Advertisement -spot_img

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Advertisement -spot_img
Latest News

ЧТО И СЛЕДОВАЛО ДОКАЗАТЬ!

ПРЯМО ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СЛОВАМ НАШЕГО ЭКСПЕРТА https://kerch.biz/2021/09/21/panem-et-circenses-хлеба-и-зрелищ/ По всей стране в Сеть начали выкладывать фотографии эпатажных избирателей с мест голосования, передает...
- Advertisement -spot_img

More Articles Like This

- Advertisement -spot_img